Программа развития

 Рассмотрена                                                                                                     Утверждена             

  на заседании педагогического совета                                                              на заседании совета школы           

                                               

                                                          

ПРОГРАММА

развития муниципального общеобразовательного
учреждения   средней общеобразовательной
школы с. Укурей

на период с 2011 по 2015 г.г. 

Структура
программы развития

  

 1.Паспорт программы.

 2. Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа.

 3. Раздел 2. Основные цели и
задачи программы.

 4. Раздел 3.  Реализация основных задач программы.

 5. Раздел 4.  Укрепление и совершенствование
материально-технической базы.

 6. Раздел 5.  Финансовое обеспечение программы.

 7. Раздел 6.  Механизмы управления реализацией программы

  8. Раздел 7.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации     программы.

 

Паспорт
программы

Наименование
  программы

Программа
  развития муниципального общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы с. Укурей
 

Основания
  для разработки программы

 

Закон
  Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании»;

Федеральная
  целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;

 Национальная
  образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом
  Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010. (№ Пр-271),

Основные
  разработчики программы

    Творческая группа администрации
    и членов  совета школы.

 Инициативная
  группа  педагогов,  руководителей
  МО.

 

Цели и
  задачи программы и основные направления деятельности

Целью программы
  является повышение качества 
  школьного  образования в
  соответствии с требованиями социально-экономического и информационного
  развития общества через реализацию 
  ключевых направлений развития общего образования.   

Задачи:  

 

-создать
  условия для введения ФГОС нового поколения, направленного   на
  реализацию творческого потенциала обучающихся, формирования творческих компетенций
  путем совершенствования форм работы, применения образовательных технологий в
  процессе учебной и внеучебной деятельности и обеспечения в учреждении
  современной материально-технической базы;

-обеспечить
  условия для становления и развития личности, его социализации и
  профессиональной ориентации, освоения им ценностей, нравственных установок и
  моральных норм общества посредством реализации программы    духовно-нравственного воспитания
  школьников;   

-обеспечить
  развитие кадрового потенциала, мотивированного на достижение и сохранение
  устойчивого качественного результата педагогической деятельности;

-
  совершенствовать систему оценки и контроля качества  школьного 
  образования;

-  сформировать систему работы  с одаренными детьми как одну из форм углубления
  и расширения знаний обучающихся и раскрытия интеллектуальных
  способностей  ;

-
  совершенствовать формы работы, способствующие сохранению и укреплению
  физического и психологического здоровья участников образовательного процесса.
 

Приоритетные направления деятельности:

-
  обеспечение доступного  общего
  образования;

 - развитие кадрового потенциала;

-  создание системы работы с одаренными детьми
  и детьми разного уровня возможностей и способностей;

-
  информатизация образования;

-
  формирование и развитие здоровьесберегающей среды.

- развитие материально-технической базы ;

- совершенствование системы ГОУ, в том числе
  школьного самоуправления. Вовлечение в активную общественную работу
  максимальное количество участников образовательного процесса

 

Важнейшие
  целевые индикаторы и показатели

Целевыми
  индикаторами программы являются:

- уровень
  доступности и соответствия  
  образования федеральным государственным образовательным стандартам;

- уровень
  квалификации и профессионализма педагогических кадров.

Показатели
  программы, отражающие ход ее реализации .

Исполнители
  программы

Муниципальное
  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Укурей

Сроки и
  этапы реализации программы

Программа будет реализована в 2011-2015 годы в два
  этапа.

Первый этап (2011-2013 годы) – отработка основных
  инновационных преобразований, моделей и механизмов, способствующих повышению
  качества  образования.

Второй этап (2014-2015 годы) управление качеством
  образования на основе сформированных моделей, анализ и оценка результативности
  деятельности, определение основных позиций и направлений на последующий
  период.

Выполнение Программы осуществляется на основе
  ежегодного плана реализации Программы.

Объемы и
  источники финансирования

Финансирование
  мероприятий Программы в пределах средств, поступивших на ее реализацию:

за счет
  субсидий и субвенций из средств:

 

-
  регионального бюджета;

- муниципального бюджета;

- за счет внебюджетных источников;

 

В результате выполнения Программы ожидаются
  следующие результаты:

-
  качественное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся,
  родителей и социума;

- рост
  качества  образования по результатам
  внутренней и внешней оценки деятельности учреждения;

-
  повышение эффективности управления качеством  
  образования;

- воспитание личности выпускника, способной к
  самопознанию и саморазвитию, способной адаптироваться к новым
  социально-экономическим условиям, устойчивой к негативным проявлениям
  окружающей среды, конкурентоспособной на рынке труда, ответственной за свои
  поступки;

- обеспечение
  условий для самореализации каждого школьника, в том числе с ограниченными
  возможностями здоровья, в процессе урочной и досуговой деятельности;

 

- выбор
  выпускниками здорового образа жизни в качестве приоритетного;

-
  повышение профессионального уровня и активизация творческой активности
  педагогических работников;

-
  значительное обновление учебно-методической и материально-технической базы;

 

 Раздел
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа.

Анализ деятельности муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы с. Укурей за  предыдущие три года  показал, что реализация программы
развития  школы на период 2008-2011 г.г.» позволила  внести существенные изменения в содержание
образования,  определить  условия, необходимые  для профессионального и личностного роста
педагогических работников,  освоить и
начать внедрение новых образовательных технологии и программ,  усовершенствовать систему предпрофильной
подготовки, начать формирование   системы государственно-общественного
управления и соуправления всех участников образовательного процесса.

Однако, складывающиеся
социально-экономические условия, стремительный переход от постиндустриального
общества к информационному, изменения, происходящие в системе образования,
предъявляют новые требования к педагогическим кадрам и к выпускникам
образовательных учреждений, что порождает ряд проблем и противоречий в процессе
деятельности в новых условиях.

       Национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», утвержденная президентом Российской Федерации Д.
Медведевым 04.02.2010. (№ Пр-271), является стратегическим ориентиром развития
образования в целом. При этом стратегической целью государственной политики в
области образования является повышение доступности качественного образования,
соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина. Направления образовательной
инициативы стали основой для разработки настоящей программы.

        Новые подходы к процессу
образования актуализируют вопросы воспитания и развития личности ребенка и
предполагают, что основным результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а развитие
различных сфер деятельности обучающихся и результаты этой деятельности
(личностные, метапредметные, предметные), способствующие самореализации и
самоактуализации школьников Идея обращения к личности ученика выдвигает другие новые
требования к содержанию   образования и требует от коллектива педагогов
профессиональной компетентности и творческой энергии.

Однако,  по результатам деятельности образовательного
учреждения за последние три года складываются неутешительные выводы: снижение
качества обученности на 2-4%,   снижение результатов итоговой аттестации
выпускников,  единичность или отсутствие
призовых мест на  муниципальном и
региональном этапах предметных олимпиад, конкурсах различного уровня и другие.

Обученность
и качество за 3 года


год

I ступень

II ступень

III ступень

итого

 

 

обуч

кач

обуч

кач

обуч

кач

обуч

кач

кач

2008-2009

98%

52%

98%

24%

-

-

98%

36%

 

2009-2010

100%

39%

98%

26%

-

-

98%

31%

 

2010-2011

98%

28%

97%

25%

100%

40%

97%

30%

 

                     

 

Итоговая
аттестация 9 класс (новая форма ГИА)

год

Кол-во уч-ся

Русский
  язык

математика

обуч

кач

обуч

кач

2008-2009

14

93

71

93

29

2009-2010

25

100

48

96

64

2010-2011

9

67

22

56

11

 

Участие в муниципальных и региональных мероприятиях для одаренных детей.

 

Учебный год

% участия от общего количества учащихся

% призовых мест от количества участвующих

2008-2009

15

18

2009-2010

35

31

2010-2011

54

20

 

 Причинами сложившейся ситуации можно считать
следующие проблемы:

- в условиях перегрузки учащихся
информационными знаниями преобладают пассивные формы обучения;

- недостаточно отработана система
дифференциации и индивидуализации обучения;

-не в полной мере реализуются
потенциальные возможности межпредметных связей;

-учителя-предметники не в полной мере
используют информационные, развивающие  технологии, метод проектов и другие современные
педагогические технологии;

- в коллективе существует лишь группа
учителей, которая с готовностью принимает переход на новые формы работы,
участвует в творческих и проектных группах, уделяет много внимания подготовке
школьников к исследовательской творческой деятельности, к выполнению учащимися
заданий олимпиадного и конкурсного уровня;

- не отработана система диагностики уровня
обучаемости и уровня обученности учащихся с учетом неравных возможностей детей;

- часть учителей не осознает в полной мере
значимость психолого-педагогической компетентности и, как результат,
отсутствует система совместной работы классных руководителей и
учителей-предметников по поддержке личностного роста ребенка;

 -
низкий уровень  материально –
технического и методического обеспечения;

- отсутствие современной образовательной
инфраструктуры;

- снижение качества жизни и как следствие
мотивированности на более высокие результаты у потребителей образовательной
услуги.

Сегодня   в школе имеются педагогические работники, успешно
реализующие технологии развивающего обучения, умеющие эффективно организовать
образовательный процесс, с учетом индивидуальных образовательных траекторий
учащихся,  способные оказать помощь
молодым коллегам, принимающие необходимость современных требований к школьному
образованию.  

 Квалификационный уровень педагогических
кадров.

 

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Высшая
  квалификационная категория (%)

5

-

-

 Первая квалификационная категория (%)

16

22

38

 Вторая квалификационная категория (%)

27

39

38

         Образовательный уровень
 педагогов.  (высшее образование %)
Вместе с тем, у ряда работников присутствует индифферентность, нежелание
повернуться лицом к ребенку,  
нежелание   уйти от традиционных методов обучения. Кроме
того, школа испытывает потребность в педагогических кадрах: учителя географии,
информатики, начальных классов.  Поэтому  развитие кадрового потенциала  школы является одной из главных задач  данной программы.

    Актуальной проблемой остается
сохранение и укрепление здоровья школьников.   Одним
из факторов, влияющих на формирование здоровья подрастающего поколения,
является так называемый «школьный фактор», то есть ухудшение состояния здоровья
детей в процессе образовательной деятельности. Получение школьниками  образования в современных условиях сопряжено с
увеличением нагрузок на детей, что связано с усложнением программного
материала, с повышением уровня требований преподавателей,   введением предпрофильной и профильной
подготовки, участием в творческой, исследовательской деятельности. Такая
ситуация выдвигает в качестве приоритетной задачу сохранения физического и
психического здоровья школьников  и
оказания своевременной психолого-педагогической поддержки, что предполагает
создание в  школе комфортной обстановки,
положительного микроклимата в ученическом и педагогическом коллективе, более
последовательное внедрение здоровьесберегающих технологий.

     Особого внимания требуют дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети,   оставшихся
без попечения родителей, а также находящихся в трудной жизненной ситуации,
которым должна быть предоставлена возможность успешной социализации.

Контингент учащихся.

 

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Дети, проживающие на территории села

106

87

93

Дети, проживающие в детском доме

23

17

24

Дети, проживающие в пришкольном интернате

14

12

8

Опекаемые дети

4

5

2

 

Характеристика
социума

Среди учащихся: мальчиков – 50%; девочек - 50 %. 

-неполные семьи - 25, в них детей - 29

-многодетные семьи - 7,

-неблагополучные семьи - 15,

-неработающие родители – (не работают оба родителя- 10 семей, 1 – родитель -28
семей)

-родители с высшим образованием - 7

-дети-инвалиды - 5,

-дети-сироты - 1,

 Отстранение части родителей от
своих непосредственных обязанностей, связанных с воспитанием детей; негативные
проявления окружающей среды; пагубная роль средств массовой информации
накладывают на образовательное учреждение особую ответственность за воспитание
подрастающего поколения, повышение духовно-нравственной культуры   школьников, формирование гражданской
идентичности и национального самосознания, нравственного и физического здоровья
 учащихся. Данный аспект требует решения
ряда проблем:

- в результате
оптимизации штатного расписания значительно сократились ставки воспитательной
работы, которые обеспечивали досуговую деятельность школьников;

- при традиционно сложившейся системе работы с родителями по проблемам
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, к сожалению,
оказывается сложным приобщение родителей к непосредственному участию в
воспитательной и культурно-массовой деятельности;

- не сформирована  система работы с
одаренными детьми, а также с детьми, имеющими разный уровень возможностей и
способностей;

-требует дальнейшего развития система деятельности ученического
самоуправления, ее направленность на формирование коммуникативной культуры
учащихся, проявление лидерских качеств и реализацию интересов и потребностей
школьников в социализации.

Одним из важнейших факторов повышения
качества образования остается информатизация образования, использование
информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных
ресурсов в образовании, развитие дистанционных форм обучения. Развитие данного
процесса требует   создания системы
информатизации в образовательном процессе, в том числе на управленческом уровне.

Исходя из выше изложенного и
социально-экономических противоречий современной жизни, можно констатировать,
что на сегодняшний день педагогический коллектив школы  стоит перед необходимостью преодоления
названных проблем и разрешения ряда противоречий, которые можно рассматривать
как факторы развития. Это противоречия между:

- требованиями современных
социально-экономических условий и уровнем подготовленности обучающихся к ним;

- ответственностью образовательных
учреждений за жизнь и здоровье детей и недостаточным уровнем физического,
психического и нравственного здоровья молодого поколения;

- социальным заказом общества на развитие
ученика в соответствии с его задатками, интересами и возможностями и
отсутствием соответствующей материально-технической базы для осуществления
индивидуализации образования и информатизации образовательного процесса в
полной мере;

- направленностью  учащихся  на самореализацию, самоутверждение,
социализацию, развитие способностей к созидательной и преобразовательной
деятельности и невозможностью удовлетворить эти потребности из-за стереотипной,
консервативной позиции ряда педагогов;

- высокими требованиями, предъявляемыми к
учителю и образовательному учреждению в целом и  невозможностью эти требования реализовать без
дополнительной работы по повышению профессионального мастерства, по освоению
информационных технологий и современных технологий  школьного образования.

  Таким образом, выявленные проблемы
и противоречия в образовательной практике  школы обусловили необходимость определения и
концептуального обоснования перспективных направлений дальнейшего развития  школьного образования. образования,
отвечающего требованиям современного этапа социально-экономического развития
России.

 Раздел 2. Основные цели и задачи Программы  

 Цель программы развития: Повышение качества  школьного 
образования в соответствии с требованиями социально-экономического и
информационного
развития общества через реализацию  ключевых направлений развития общего
образования.   

Задачи:

1. Создать
условия для введения ФГОС нового поколения, направленного   на реализацию творческого потенциала
обучающихся, формирования творческих компетенций путем совершенствования форм
работы, применения образовательных технологий в процессе учебной и внеучебной
деятельности и обеспечения в учреждении современной материально-технической
базы;

2.
Обеспечить развитие кадрового потенциала, мотивированного на достижение и
сохранение устойчивого качественного результата педагогической деятельности.

3.  Сформировать систему работы  с одаренными детьми как одну из форм
углубления и расширения знаний обучающихся и раскрытия интеллектуальных
способностей

 4.Совершенствовать формы работы, способствующие
сохранению и укреплению физического и психологического здоровья участников
образовательного процесса.

5.Совершенствовать систему оценки и контроля качества  школьного 
образования.

6.Обеспечить
условия для становления и развития личности, его социализации и
профессиональной ориентации, освоения им ценностей, нравственных установок и
моральных норм общества посредством реализации программы    духовно-нравственного воспитания
школьников.

Приоритетные направления деятельности:


  • обеспечение
    доступного  общего образования;

  • развитие
    кадрового потенциала;

  • создание
    системы работы с одаренными детьми и детьми разного уровня   возможностей     и способностей;

  • формирование
    и развитие здоровьесберегающей среды.

  •  развитие материально-технической базы ;

  • совершенствование
    системы ГОУ, в том числе школьного самоуправления. - вовлечение в активную
    общественную работу максимальное количество участников образовательного
    процесса.

Программа будет реализована в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) будут
отработаны основные инновационные преобразования, модели и механизмы,
способствующие повышению качества  школьного 
 образования.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит
завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив повышение
качества  школьного образования на основе
сформированных моделей, проанализировать результативность деятельности,
определить основные позиции и направления на последующий период.

Выполнение Программы осуществляется на
основе ежегодного плана реализации Программы. 

Раздел
3.  Механизмы реализации программы.

Задача
1 решается через:


  • Внедрение
    трех групп требований: к структуре образовательных программ, к условиям
    реализации образовательных программ, к результатам их освоения

  • Компетентностный
    подход в образовании

  • Индивидуализацию
    образовательных услуг

  • Использование
    проектных, исследовательских форм

  • Рост
    значения внеаудиторной занятости учащихся

 

План  мероприятий 
перехода к реализации    ФГОС    
2    поколения.

Мероприятие

Начальная
  школа

Основная
  школа

  Ознакомление участников образовательного
  процесса с ФГОС

Октябрь-ноябрь
  -2011

Октябрь-
  ноябрь 2012

Октябрь –
  ноябрь 2013

Октябрь –
  ноябрь 2014

Октябрь-
  ноябрь 2013

Разработка
  плана подготовки к реализации ФГОС

 

Ноябрь
  2013

Мониторинг
  ресурсов

 

Декабрь
  2013

Обеспечение
  НПБ

2011-2013
  годы по мере внедрения стандарта в начальной школе

Декабрь
  2013

Разработка
  проекта ООП

 

Январь-
  апрель 2014

Разработка
  проекта учебного плана с учетом внеурочной деятельности

2011-2013
  годы по мере внедрения стандарта в начальной школе

Март -2014

 Организация
  внутрифирменного обучения

Январь
  –май 2012,2013,2014

Январь-
  май 2014

 Формирование 
  материально- технической базы, необходимой для реализации ФГОС

2011-2013
  годы по мере внедрения стандарта в начальной школе

Сентябрь-
  декабрь 2013, март-август 2014

 Мониторинг
  готовности МТБ для реализации ФГОС

Август
  2012,2013,2014

Август
  2014

 Определение
  степени готовности педагогов

За год до
  введения стандарта

Согласно
  плана  курсов повышения квалификации

Определение степени готовности
  нормативно-правового обеспечения

Август
  2012,2013,2014

Август
  2014

Мониторинг
  эффективности внедрения ФГОС

В течение
  всего периода внедрения стандарта

В течение
  всего периода внедрения стандарта

 

Решение задачи 2: «Обеспечить развитие кадрового
потенциала, мотивированного на достижение и сохранение устойчивого
качественного результата педагогической деятельности».

 Основные
направления,  механизмы  и индикаторы их реализации.

1.Повышение образовательного уровня (при условии
сохранения педагогического состава)

 

 

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013 – 2014 уч. год

2014 -2015

Высшее образование (%)

46

61,5

69

69

Среднее специальное

( %)

54

38,5

31

31


  1. Повышение
    уровня квалификации (через новую форму аттестации педагогических работников).

 

2010-2011 учебный год.

1 категория- 38%

2 категория -38%

Разряд-  24%

Категория (процент педагогов,   подлежащих аттестации в новой форме)

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Высшая категория

 

 

 

 

  1
  категория

 

23% (3 человека)

46% (6 человек)

14% (2 человека)

Соответствие

7% ( 1 человек)

 

 

 

 


  1. .
    Повышение  качества профессиональной
    деятельности через участие в районных 
    конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный », во внутришкольных
    конкурсах «Лучший урок», «Лучшее внеурочное занятие»

  2. Повышение  методической компетенции через систему
    педагогических советов школы.

  3. Овладение

    ИКТ компетенциями и как индикатор- создание собственных сайтов и
    систематическая работа с ними.

  4. Овладение
    технологиями развивающего обучения (необходимое условие успешной реализации
    ФГОС) через внутрифирменное обучение.  (
    Инструментом реализации данного направления может быть как работа школьных
    МО,  так и создание учебных групп под
    руководством более опытных педагогов. Мотивацией к деятельности может служить
    система стимулирования.)

  5. Прохождение
    курсов повышения квалификации по проблемам:

 

- Реализация ФГОС нового поколения.

По следующему графику:

2011-2012 учебный год  Макарова А.В., Засухина Ю.В., Раздобреева
Г.И., Колотова О.Н., Яковлева Л.В.

2012 -2013 учебный год Яковлева Е.М., Пономаренко
О.Н., Кузовлева С.В., Леонов В.А.

2013-2014 учебный год Кибирева С.В., 

- Организация 
и особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Работа с одаренными детьми

- Управление современными процессами в школе (заместители
директоров по УВР и по ВР)

Решение задачи 3:    «Сформировать систему работы  с одаренными детьми как одну из форм
углубления и расширения знаний обучающихся и раскрытия интеллектуальных  и творческих способностей»  будет осуществляться через реализацию
подпрограммы «Одаренные дети»

 

Программа   «Одаренные дети»

Актуальность проблемы.

Модернизация школьного образования в
свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми
 на всех ступенях образования начиная с начальной школы.

Основные цели и направления
деятельности раздела программы определены на основании наиболее значимых
направлений развития национальной образовательной системы, а также положений,
сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в рамках
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4
февраля 2010 года (Пр-271)

 

Концепция раздела программы.

  
Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных
с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и
гармонично развитой личности является образовательное учреждение. Процесс
успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления
личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Учащиеся
должны не только обладать определённым набором знаний и умений, но и
использовать свои знания в практической
деятельности, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию,
делать выбор и брать на себя за него ответственность на основе своих социальных
и гражданских приоритетов.

Всё это требует от образовательной
системы школы поиска новых технологий в обучении.                                                                           

    
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей,
является способ подачи учебной информации и система внеклассной работы в
школе. Данный раздел программы нацелен на помощь в развитии одаренных детей на
всех этапах
обучения.

    
Так для начальных классов необходимо выявить не только готовность
ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей,
личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же
способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В
процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую
деятельность характерную для данного возрастного периода.

  
В среднем звене ведущей деятельностью является  учебная.
На данном этапе главной задачей педагога является поддержать одаренных учащихся
не дать им «закрыться» т.к. очень часто в учебном коллективе такого ребенка не
поддерживают. На основании этого самооценка способного учащегося падает. Именно
для этого периода характерно, что одаренный ребенок становится обычным учащимся
так называемым «середнячком». И основной задачей учителей, психологов,
родителей является поднятие самооценки одаренных детей, включение их в
разнообразную и интересную деятельность, как учебную, так и во внеурочную.

   Для учащихся старшей
ступени
необходимо развитие творческих возможностей и профессиональных
интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных,
социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных
программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. Проведение
для подростков факультативов, выявление одаренных и талантливых школьников по
итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства.  На данном возрастном этапе ведущей
деятельностью является учебная, но и наряду с ней выходит подготовка
к профессиональной деятельности.

   Выявление
одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах
диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на
результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и
родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и
самореализации одаренных учащихся.

Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:

  • творческие мастерские (в начальной школе);
  • уроки
    творчества
  • олимпиады
  • соревнования
  • творческие
    конкурсы
  • кружки по
    интересам.

Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем
звене:

  • Олимпиады, творческие конкурсы
         различного уровня;
  • Участие в предметных неделях;
  • Элективные курсы
  • Исследовательская деятельность;
        
  • Научно-практические
         конференции;
  • Работа по индивидуальным
         планам;
  • Предпрофильная подготовка и
         профильное обучение.

В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний.
Современный учитель- это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному
развитию, исследовательской деятельности.

Принципы
педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального
         разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли
         внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе
         учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);
  • принцип индивидуализации и
         дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для
         совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся
         дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемые
результаты от реализации раздела:

1. Формирование
системы работы с одаренными учащимися.

2. Обеспечение
преемственности в работе с одаренными детьми в начальной, средней и старшей
школе.

3. Обеспечение
индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей через различные
формы образования.

4. Курсовая
переподготовка педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми

Этапы и содержание деятельности раздела программы.

Этапы
  реализации:

 

Содержание
  деятельности

Цели
  деятельности

Диагностико-
  прогностический, методологический

(2011-2012
  учебный год)

 

Мониторинг
  одаренности.

Изучение
  нормативной базы.

Разработка
  программы работы с одаренными учащимися.

Разработка
  структуры управления программой, должностных инструкций, распределение
  обязанностей.

Анализ
  материально-технических, кадрово-методических условий реализации программы.

Создание
  банка данных по одаренным детям.

Создание
  банка творческих работ учащихся.

Создание
  банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

Разработка
  рекомендаций для учителей по работе с одаренными детьми.

 

Экспериментальный

2013-

2014
  учебный год

Апробация
  системы работы с одаренными учащимися.

Выявление
  одаренных детей на ранних этапах развития.

Организация
  системы научно-исследовательской деятельности учащихся. Активное
  использование практико-ориентированных методик.

 

Переход в
  режим функционирования

2014-

2015
  учебный год

Анализ
  итогов реализации программы.

Достижение
  преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в
  школе.

Коррекция
  затруднений педагогов в реализации программы.

Обобщение
  результатов работы школы.

Создание
  банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

Обобщение
  опыта работы с одаренными детьми. Внедрение в практику работы рейтинга
  учащихся.

 

 

 

Комплексный
план работы с одаренными учащимися на 2011 – 2015 г.

Направления работы

Мероприятие

Классы

Сроки

Ответственные

Аналитическое

Разработка
  методической основы работы с одаренными детьми.

1-11кл

2011

Педагог –
  психолог.

Разработка
  информационно – просветительского материала для родителей.

1-11кл

2011

Педагог –
  психолог.

Тематическая
  работа с учащимися и классными руководителями

Создание
  банка данных одаренных детей.

1-11кл

2011-2012

Педагог-психолог,
  классные руководители, учителя- предметники

 

Проведение
  психолого-педагогической работы по адаптации с одаренными школьниками.

 

 

Педагог –
  психолог

 

Диагностическая работа

Разработка
  информационно –методического материала для педагогов.

1-11

2012

Педагог –
  психолог

 

Получение
  и обработка данных по одаренным детям.

 

2011-2013

Зам.
  директора по УВР

Мониторинг
  работы с одарёнными детьми

1-11

2011-2015

Зам.
  директора по УВР

Создание и
  проведение кружков творческой и интеллектуальной направленности

 

2011-2015

Зам.
  директора по ВР

 

Основные формы работы с одарёнными
учащимися по ступеням.

 

Класс

Форма работы

Задачи

Ожидаемый результат

1-4

Педагогические
  мастерские по развитию речи, математических способностей учащихся

1.Формирование
  навыков научной организации труда с учётом требований здоровьесберегающих
  технологий.

2.Вовлечение
  учащихся в активные формы познавательной деятельности.

 

Выявление одарённости на ранних этапах обучения,
  создание условий для реализации одарённости.

 Проведение олимпиад на начальном этапе
  обучения.

Конкурс
  творческих работ «Самый, самый..»

 Соревнования по ОФП

« Мы
  будущие  олимпийцы»

 

 Создание условий для реализации разных
  направлений одаренности учащихся

5-9

Урок

Практико-ориентированный
  подход к обучению с применением информационно-компьютерных технологий.

Создание
  информационно-образовательного пространства школы с учётом индивидуальных
  способностей учащихся, повышение качества знаний и мотивации к обучению.

Предпрофильная
  подготовка

 Создание условий для самореализации учащихся
  через выполнение учебного плана.

Профориентационная
  работа с учётом индивидуальных наклонностей, выбор профиля дальнейшего
  обучения.

Элективные
  курсы

 

Внеурочная деятельность

Предметные
  недели

Развитие
  познавательной активности учащихся через проектные технологии.

Формирование
  исследовательских навыков.

Развитие
  интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской компетенции учащихся,
  воспитание информационной культуры.

Районная
  краеведческая конференция

 Конкурсы исследовательских работ «Шаг в
  науку», «Шаг в будущее»

Школьный
   этап всероссийской олимпиады школьников

Обучение
  технологии выполнения олимпиадных заданий и исследовательских работ.

 

Создание
  условий для реализации разных направлений одаренности учащихся

 

Муниципальная
  олимпиада

 

Школьные
  конкурсы: «Знает школа и семья подросток года это я!», Конкурс творческих
  работ «Самый, самый..»

 Соревнования по ОФП « Мы будущие  олимпийцы»

 

 

 

 

Урок

Эстетическое
  воспитание, развитие творческих, художественных способностей учащихся,
  создание ситуации успеха, социализация разновозрастных групп через участие в
  общешкольных проектах.

10-11

Элективные
  курсы

 

Повышение
  качества знаний учащихся по программам профильного обучения.

 

Внеурочная деятельность

Создание
  индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Применение
  на практике теоретических положений изучаемых наук.

Всероссийская
  олимпиада школьников

 

 

 

Совершенствование
  технологий выполнения олимпиадных заданий.

Развитие
  умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с
  научной, справочной литературой, Интернет-ресурсами

Повышение
  мотивации изучения предметов профильного уровня.

Познавательная и творческая активность, формирования
  аналитического и критического мышления, обобщение и систематизация научного
  исследования, воспитание культуры публичного доклада с грамотным применением
  компьютерных презентаций.

Научное
  общество учащихся школы

Конференции
  исследовательских работ по обществоведческим и естественно-научным
  дисциплинам

 

 

Решение задачи 4: «Совершенствовать формы работы, способствующие
сохранению и укреплению физического и психологического здоровья участников
образовательного процесса» будет осуществляться через реализацию программы  «Здоровье»

                  
   Программа             «Здоровье»

 

Актуальность
программы

Здоровье подрастающего
поколения
– важный показатель качества жизни общества и
государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее
развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и
экономическое благополучие находятся в тесной причинно-следственной связи с
суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства
исследователей данной проблемы, именно в этом отношении ситуация в современной
России вызывает наибольшую тревогу и опасения. Стратегические направления
государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения
регламентируются ФЗ «Об образовании», Семейным кодексом РФ, «Основами
законодательства РФ об охране здоровья граждан», отражены в концепции
модернизации российского образования «Наша новая школа»        Все
чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье-это не все, но без
здоровья все - ничто». По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых
детей, 35% больных и 51% с различными отклонениями в здоровье.

 

Школьная статистика:                            

 Распределение    по группам здоровья.               

Учебный год

Всего учащихся

Практически здоровых

I группа

Имеющих отклонения в
  состоянии здоровья II группа

Имеющих хронические
  заболевания III
  группа

Инвалидов  

2008-2009

143

-

137

4

2

2009-2010

123

1

114

7

1

2010-2011

117

0

105

8

4

2011- 2012

121

0

106

10

4

    На диспансерном учете состоит 41% учащихся
с различными видами заболеваний. В результате анализа структуры заболеваемости
учащихся школы выделены ведущие формы имеющейся патологии. К ним относятся
нарушения зрения и нарушения осанки. Близорукость и другие нарушения зрения
занимают особое место в вопросах охраны здоровья школьников, так как за время
обучения в школе количество детей с данной патологией возрастает. Изменяется,
не в лучшую сторону, процент детей имеющих патологии в нарушении осанки. 
Этому способствуют такие факторы, как несоблюдение гигиенических норм
естественного и искусственного освещения, 
несоответствие размера школьной мебели росту учащегося  и неправильная поза во время учебных занятий.   

   Факты говорят о том, что в стране наблюдается
тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время
по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов
XX
века. Акселерация заменяется деселерацией, отставанием психофизического
развития организма от паспортного возраста.

       Свою долю ответственности за сохранение
здоровья граждан несет и система образования. Период взросления человека,
приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в
течение которого происходит ухудшение его здоровья. Болезненность детей
возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе
здоровье учащихся ухудшается в 3-4 раза. При этом регулярными занятиями спортом
охвачено не более 10% молодежи. Поэтому очень важно в школьные годы воспитать у
ребёнка такой образ жизни, такой тип поведения человека в жизненных ситуациях,
который способствовал бы сохранению и укреплению здоровья во все периоды жизни
или как принято говорить формирование навыков здорового образа жизни.

Что такое ЗОЖ?

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс
соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной
жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению
организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и
профессиональной деятельности.

Рассмотрим, какие
внешние факторы оказывают отрицательное влияние   на здоровье человека:


  • нарушение
    гигиенических требований

-режима
дня,

-режима
питания,

-учебного
процесса;


  • недостатки
    калорийности питания;

  • неблагоприятные
    экологические факторы;

  • вредные привычки;

  • отягчённая или
    неблагополучная наследственность;

  • низкий уровень
    медицинского обеспечения и др.

Для минимизации влияния
данных факторов разработана программа «Здоровье».

                            Цели и
задачи программы «Здоровье»

 

 Цель
программы: 
Формирование у учащихся потребности в здоровом образе
жизни,  стремления к укреплению своего
здоровья и развитию своих физических способностей.

     Задачи программы:

  1. Создание
    оптимальных условий для образовательного процесса.
  2. Создание
    условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  3. Формирование
    у учащихся и педагогов потребности в физическом и психическом саморазвитии.
  4. Совершенствование
    санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной
    работы со всеми участниками образовательного процесса.
  5. Пропаганда
    среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни. Профилактика
    наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников.
  6. Повышение
    результативности методической работы по вопросам здоровьесбережения
    образовательного процесса и предупреждения травматизма.
  7. Привлечение
    внимания семьи, органов местного самоуправления, широкой общественности
    реализации программы «Здоровья»

Механизмы реализации программы

 

 

Мероприятия
  программы «Здоровье»

 

Сроки

Ответственные

Выполнение

 

1. Организационные мероприятия

1

Изучение
  нормативных документов по организации здоровьесберегающего  образовательного процесса

Весь

период

Администрация
 

школы,
  учителя.

1)
  Изучение нормативных документов по организации здоровьесберегающего  образовательного процесса

2)
  Издание приказов на начало учебного года: по технике безопасности, по
  обучению на дому.

3)
  Издание приказов по обеспечению сохранности жизни и здоровья учащихся во
  время проведения районных соревнований и олимпиад.

4)
  Издание приказов по технике безопасности на новогодних елках.

2

Осуществление внутришкольного контроля:


  •   мониторинг охвата учащихся горячим питанием

  •   мониторинг температурного режима.

  •   анализ распределения учебной нагрузки 

Весь

период

Администрация

 школы, классные

 руководители.

 

 

Температурный
  режим соответствует нормативам

                                                                                                                 

3

Анализ
  состояния заболеваемости среди учащихся

На начало
  учебного

года

Зам. дир.
  по УВР,

мед.
  работник

Заполнение
  листков здоровья в классных журналах

4

Организация
  методической работы школы по вопросам здоровье-

сбережения.

На начало
  учебного

 года

Зам.директора
  по УВР

+

5

Организация
  работы спортивных секций на базе школы.

На начало
  учебного

 года

Зам. дир.
  по ВР,

учитель
  физкультуры

Составление
  расписаний секций

6

Организация
  обучения учащихся  на дому по
  медицинским показаниям

Весь

период

Администрация
  школы

Составление
  расписания 

7

Организация
  работы летнего школьного лагеря дневного пребывания:

 

Май-июнь

Начальник

лагеря

Составление
  программ летней занятости

 

2. Мероприятия, обеспечивающие сохранение
  здоровья

 

1

Обследование
  детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска» и имеющих
  хронические заболевания.

Весь

период

Зам. дир.
  по УВР,

мед.
  работник

 

2

Ежегодный
  углубленный и профилактический осмотр учащихся

1 раз в
  год

Администрация,
 

мед.
  работник

Согласно
  графика ЦРБ

3

Диагностика
  интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы

Весь

период

Школьный

психолог

 Мониторинг информированности уч-ся в
  вопросах употребления ПАВ (ноябрь 2009г.)

4

Работа
  спортивных секций

Весь

период

учитель
  физкультуры, тренеры

 

5

Продолжить
  внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания
  (физкультурные паузы, подвижные перемены), а также часов здоровья

Весь

период

Учителя-предметники,
  классные руководители

 

6

Проведение
  спортивных недель

В течение
  года

Учитель
  физкультуры

Согласно
  плана спортивной работы

7

Участие
  школьной команды в районных и областных спортивных соревнованиях.

Весь

период

Учитель
  физкультуры, тренеры

Согласно
  районного плана.

8

Проведение
  бесед по профилактике курения, алкогольной и наркотической зависимости

Весь

период

классные
  руководители, медработник

Согласно
  планов воспитательной работы классных руководителей

9

Проведение
  тренингов

Весь

период

Психолог

 

10

Продолжить
  ежегодную работу летнего школьного лагеря дневного пребывания

Ежегодно,
  июнь

директор,

начальник
  лагеря

 

 

3. Формирование здоровьесохраняющих
  традиций семьи.

 

1

Проведение
  лекций, родительских собраний, посвященных вопросам здоровья, возрастным
  особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости

Весь

период

Психолог,
  социальный педагог,

классные
  руководители, мед. работник

 Согласно плана работы с родителями

2

Консультирование
  родителей по вопросам физического воспитания в семье, укрепления здоровья
  учащихся

Весь

период

Психолог,
  мед. работник, классные руководители.

Консультирование
  родителей по вопросам физического воспитания в семье, укрепления здоровья
  учащихся

 

Ожидаемые результаты: 

-         сохранение
уровня физического, психического и социального здоровья учащихся;

-        
повышение уровня профилактической работы;

-        
создание оптимального режима учебного труда;

              -        
осознанное отношение детей, их родителей (законных представителей), педагогов к
состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

 

Решение задачи 6 «Обеспечить условия для становления и
развития личности, его социализации и профессиональной ориентации, освоения им
ценностей, нравственных установок и моральных норм общества посредством
реализации программы    духовно-нравственного
воспитания школьников»

  

ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Пояснительная записка

 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
МОУ СОШ с.Укурей разработана в соответствии с требованиями закона «Об
образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников,
Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Актуальность
программы духовно-нравственного воспитания учащихся

В современном обществе в связи с
экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие
представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии,
фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения
формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о
целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет
процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых  образовательных концепций.

Воспитание гражданина – одно из главных
условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком
своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу,
к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть
в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это
самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного
и правового долга.

Под духовно-нравственным воспитанием
понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на
основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на
базе духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание является
неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Именно в школе
должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская,
духовная и культурная жизнь обучающегося. Кроме того, очень важным нам
представляется то, что учащиеся должны получить за время обучения в школе
определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы
чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.

Большая ответственность возлагается на
сельскую школу. Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна
и объемна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума
ведет к уменьшению числа учащихся, сокращению сельских школ, оттоку молодых
специалистов в другие сферы. Микросоциум (т.е. сельские жители), с одной
стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с
другой – обладают очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской
школы.

Об актуальности духовно-нравственного
воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни:
наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали,
утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого
вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую
воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами,
структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

обеспечить
благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий,
способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Все
вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы
духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ СОШ с.Укурей.  Создание программы является закономерным
итогом многолетней деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у
школьников высоких духовно-нравственных качеств.

Цель
и задачи программы

Цель -

создание условий
для гармоничного духовно-нравственного 
развития личности школьника и привитие ему основополагающих    жизненных принципов на основе
гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей
большой и малой Родины.



Задачи -

  • Воспитание
         чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической
         истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
  • Формирование
         духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих
         ценностей.
  • Изучение
         культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских
         основ Российского государства.
  • Физическое
         развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной
         гигиены.
  • Консолидация
         и координация деятельности школы, семьи, общественности в
         духовно-нравственном воспитании детей.
  • формирование
         основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создание
         условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Привитие
         учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное
         отношение к ней.
  • Развитие
         форм ученического самоуправления.

Принципы
Программы


  1. Принцип
    природосообразности.

  2. Принцип
    целостности учебно-воспитательного процесса.

  3. Принцип
    сотрудничества.

  4. Деятельностный
    подход.

  5. Личностно-ориентированный
    подход.

  6. Возрастной
    подход.

Программа соответствует специфике начального, среднего
и старшего  образования детей, и
способствует:

  • духовному и
         личностному росту учащихся;
  • развитию
         творческого и логического мышления;
  • развитию
         способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской
         работе;
  • обучению
         умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить
         совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать
         точку зрения другого человека);
  • развитию
         способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».

Духовно-нравственное
воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых
имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей
формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры,
содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы,
любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курсы «Окружающий
мир», «Забайкаловедение», спортивные секции позволяют воспитать в детях
основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей
истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге формируют
осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее
восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и
нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности,
осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются
коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в
сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе -
развитие творческого потенциала  младшего школьника - помогает
сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.


  • Вторая ступень (среднее звено) продолжает
    формирование систему ценностей и установок поведения подростка, помогает
    приобрести основные ключевые ком­петенции, необходимые для будущей
    самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную
    деятельность. На этом этапе стержнем духовно-нравственного воспитания является
    формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности
    перед обществом.

 Работа в данном направлении реализуется также
посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.

  • На
         третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о
         процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей,
         происходит познание философских, культурных, политико-правовых и
         социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская
         позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача
         реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе
         общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение
         защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и
         коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый
         образ жизни.

 

Направления воспитательной работы:

(Каждое
из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование
знаний, представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения
действительности и общественного действия в контексте становления идентичности
(самосознания) гражданина России.)

1.Социализация. Ученик и школа

Формирование
у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к
сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе.

Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности,
формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Просветительская работа
с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.

Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его
проявлениях.

2. Семейное воспитание. Моя семья и моя школа.

Психолого-педагогическое
просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской
общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь
ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной
деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям
убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Формирование
представлений о семейных ценностях.

Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих
родителей.

   
                                                3. Учебно-познавательное и физическое.

·       
Мои знания.

Расширение
кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации
творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному
самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности,
усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально
организовывать свою жизнь и деятельность.

Формирование гражданского отношения к себе. Воспитание
сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и
исполнительности.

Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых
качеств.

·       
Моё здоровье.

Создание условий для сохранения физического,
психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и
коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях
потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами
здравоохранения;

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. Воспитание физически
развитого человека, ведущего здоровый образ жизни, способного  в полной мере проявить себя во всех сферах
учебной и внеурочной деятельности.

4. Экологическое воспитание. 
Мы и наша природа.

Воспитание
ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического,
нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в
соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание
этого раздела
предусматривает развитие у  школьников эмоционально-нравственного
отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и
социальном окружении, формирует представление о природе как среде
жизнедеятельности человека.

5. Патриотическое воспитание. Мы – защитники нашего
Отечества.

Пробудить
интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой.
Приобщить детей к истокам русской культуры, к духовно-нравственным ценностям
своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей
прошлого и настоящего; изучение краеведческого материала. 

 Планируемые результаты духовно-нравственного
развития и воспитания учащихся 


  1. Знание
    и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского
    народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в
    пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

  2. Духовно-нравственный
    потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания,
    самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность,
    уважение прав, свобод и достоинства других людей.

  3. Убежденность
    учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной
    историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу
    и готов к защите Отечества.

  4. Ведение
    здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому
    самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и
    физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической
    культуре.

  5. Взаимодействие
    семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр
    социокультурной среды.

  6.  Настоящий гражданин любит и бережет природу,
    занимает активную позицию в борьбе за сохранение  мира на Земле.

  7. Лекция;

  8. Беседа;

  9. Час
    общения;

  10. Ролевые
    игры;

  11. Диспуты;

  12. «Мозговой
    штурм»;

  13. Урок
    творчества.

  14. Классные
    собрания;

  15. Классные
    часы.

  16. Экскурсии 

 

Виды и формы
воспитывающей деятельности:

Работа
с родителями
.

Взаимодействие
педагогического коллектива и родителей заключается в том, что обе стороны должны
быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе
такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной
поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование
        
  • беседы
  • консультации
        
  • родительские
         собрания
  • посещение
         семей
  • проведение
         совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов
         классного руководителя, родителей и детей.

 

 

Мониторинг процесса и результатов
реализации программы:

- обсуждение хода реализации программы
на педагогических советах школы, совещаниях 
с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых
результатов воспитательного процесса;

- психолого-педагогическая диагностика
школьников и анкетирование родительской общественности.

 

 

Раздел
4.

Укрепление
и совершенствование материально- технической базы.

Формирование
современной инфраструктуры.

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Выполнение требований к оснащению образовательного
  процесса в период введения ФГОС на 1 и 2 ступени:

  1. Обеспечение
      учебниками
  2. Обеспечение
      учебно-методическими и наглядными пособиями, лабораторным оборудованием,  спортивным оборудованием
  3. Создание
      АРМ учителей

 

 

 

Июль - август

2012-2014

 

 

 

Библиотекарь

Зам. директора по УВР

 

 

 

Директор

2

Оборудование комнаты психологической разгрузки

Май – август 2012

Завхоз, психолог

3

Оборудование медицинского кабинета

Декабрь 2011- март 2012

Директор, фельдшер

4

Выделение и оснащение игровой зоны и зоны отдыха
  на школьной территории

Апрель- 
  август  2013

Директор, завхоз

5

Озеленение и благоустройство школьной территории

В течение всего периода реализации программы

Директор, завхоз

6

Оборудование спортивной площадки, необходимыми
  зонами

Апрель-август 2014

Директор, учитель физической культуры

7

Оснащение школьной столовой современным
  технологическим оборудованием

Январь- декабрь 2014

Директор, завхоз

8

 Обеспечение 
  энергосбережения через:

1.Частичная замена оконных блоков.

2. Капитальный 
  ремонт  входных дверей

3.Оснащение энергосберегающими лампами накаливания

По согласованию с МУУО

Директор, завхоз

9

Обеспечение безопасных условий:

  1. Оснащение
      огнетушителями
  2. Установка
      видеонаблюдения
  3. Очистка
      школьной территории от строительного мусора
  4. Ремонт
      запасных выходов

По согласованию с МУУО

Директор, завхоз

 

 

Раздел
5.    Финансовое обеспечение программы.

Наименование направлений

Финансирование программы

мероприятия

  2011 

2012

2013

2014

2015

 

План:

 

667 тыс. руб

608 тыс. руб

700

тыс. руб.

890

тыс. руб.

273 тыс.

руб

1

Введение ФГОС

Оснащение предметных кабинетов

Приобретение учебников.

Оснащение спортивного зала

Пополнение библиотечного фонда (худ литература,
  электронные ресурсы

400тыс руб

448тыс

руб

300 тыс

260тыс. руб

248 тыс.

2

Развитие системы поддержки талантливых детей

Стимулирование

педагогов, участие в конкурсах

30 тыс. рублей

30тыс.

Руб.

30 тыс.

30 тыс. руб.

50 тыс.

3

Совершенствование

учительского корпуса

Прохождение курсов  повышения квалификации

Аттестация пед. работников в новой форме

37 тыс. руб

70тыс.

руб

70 тыс. руб

30 тыс.

 

15 тыс.руб

10 тыс.

4

Изменение школьной инфраструктуры

Оборудование комнаты психологической разгрузки.

Оснащение школьной столовой современным
  технологическим оборудованием

 

60 тыс. руб.

300 тыс.

руб

 

 

 

300 тыс.

 

5

Сохранение и укрепление здоровья школьников

Оборудование медицинского кабинета

Оборудование спортивной площадки, необходимыми
  зонами

200 тыс. руб

 

 

 

 

300тыс. руб.

 

 

 

  Раздел 6. 
Механизм  управления реализацией  программы, распределение сфер
ответственности.

Программа принимается педагогическим советом   и
утверждается советом школы. Управление реализацией программы осуществляется
руководителем учреждения и членами  администрации школы, которые координируют деятельность
участников реализации Программы.  

Руководитель учреждения:

- осуществляет общее руководство реализацией Программы;

- совместно с  МУУО осуществляет
распределение и уточнение финансовых затрат на реализацию мероприятий
Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее
реализацию;

- осуществляет связи с общественными и другими организациями, заключает
договоры о совместной деятельности по реализации Программы;

- ведет работу по привлечению финансовых средств, расширению внебюджетных
источников;

- контролирует деятельность  своих
заместителей

- осуществляет мероприятия по стимулированию работников, обеспечивающих
реализацию Программы и выполнение намеченных показателей;

- предоставляет отчет  в МУУО и совет
школы  о ходе реализации Программы.

 Заместители директора:

- выполняют разделы программы («Одаренные дети», «Здоровье»,
«Духовно-нравственное воспитание»)

- регламентируют и координируют деятельность участников образовательного
процесса по реализации Программы;

 

- осуществляют методическое руководство деятельностью педагогических
работников;

- осуществляют мониторинг учебных достижений школьников и достижений
педагогических работников, оценку и контроль качества  школьного образования;

- организуют внедрение
информационных технологий в образовательный процесс ;  

- готовят необходимую отчетную  информацию о ходе реализации программы.

 

 

  Раздел
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы.

В результате выполнения программы ожидаются следующие результаты:

- качественное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся,
родителей и социума;

- рост качества  школьного образования
по результатам внутренней и внешней оценки деятельности учреждения;

- повышение эффективности управления качеством  школьного образования;

- внедрение и действенное использование
новых информационных услуг, систем и технологий обучения, в том числе
дистанционных, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- воспитание личности выпускника,
способной к самопознанию и саморазвитию, способной адаптироваться к новым
социально-экономическим условиям, устойчивой к негативным проявлениям
окружающей среды, конкурентоспособной на рынке труда, ответственной за свои
поступки;

- обеспечение условий для самореализации  школьников, в том числе с ограниченными
возможностями здоровья, в процессе урочной и досуговой деятельности;

- выбор выпускниками здорового образа жизни в качестве приоритетного;

- повышение профессионального уровня и активизация творческой активности
педагогических работников;

- значительное обновление учебно-методической и материально-технической
базы  школы;

 

 Показатели
реализации программы развития.

№ п/п

Показатели

Единица измерения

Конечное значение

(2015 год)

1.Обеспечение
  доступного   образования

1.

Структура
  классов и уровень реализации образовательных программ:

%

 

1.1.

начальная
  школа: классы, реализующие образовательные программы начального общего
  образования  в соответствии с ФГОС,
  программы специального коррекционного образовательного учреждения   

%

100

1.2.

основная
  школа: классы, реализующие образовательные программы основного общего  образования, программы специального
  коррекционного образовательного учреждения   

%

100

1.3.

доля
  обучающихся 8-9 классов, занимающихся предпрофильной подготовкой

%

100

1.4.

доля
  обучающихся, имеющих возможность по выбору  получать доступные качественные услуги
  дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста.

%

95

2.

Качество
  подготовки выпускников
:

%

 

2.1.

положительные
  результаты итоговой аттестации на всех ступенях образования и по учреждению в
  целом

%

  88

2.2.

доля
  учащихся, закончивших образовательные ступени на «4» и «5»

начальная
  школа

основная
  школа

 

%

 

35

 20

 

2.3.

доля
  обучающихся 4-х классов,  получивших
  средние показатели при независимом мониторинговом исследовании (% от
  принявших участие).

%

 84

2.4.

доля
  выпускников 9-х классов, получивших положительную оценку на ГИА по русскому
  языку (% от принявших участие)

%

  80

2.5.

Доля
  выпускников 9-х классов, получивших положительную оценку на ГИА по математике
  (% от принявших участие)

%

 80

2.Развитие
  кадрового потенциала

1.

Укомплектованность
  штатов

%

100

2.

Доля
  педагогических работников, имеющих высшее образование

%

70

3.

Уровень
  квалификации педагогических работников (категории)

%

с квалификационными
  категориями 70% от общего числа  

4.

доля
  педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю
  осуществляемой ими образовательной деятельности

%

100

5.

Доля
  учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в
  т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей.

%

 70

6.

Доля
  учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и
  саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную
  помощь и поддержку, от общей численности учителей.

%

2

7.

Доля
  учителей, прошедших оценку качества работы и ее соответствия современным
  регламентам (аттестацию) по новым правилам, от общей численности учителей.

%

54

8.

Доля
  педагогических работников, участвующих в инновационной деятельности

%

25

3.Совершенствование
  работы с одаренными детьми и детьми разного уровня возможностей и
  способностей

1.

Доля
  обучающихся, занимающих призовые места на предметных олимпиадах и конкурсах
  районного, областного и всероссийского уровня

%

4

2.

Доля
  учащихся, занятых творческой и исследовательской деятельностью

%

37

3.

Доля
  обучающихся, охваченных дополнительным образованием

%

100

4.

Доля
  обучающихся, участвующих в самоуправлении

%

 35

5.

Наличие банка
  данных одаренных детей.

да/нет

да

4.Информатизация
  образования.

1.

Обеспеченность
  учащихся учебной литературой.

%

100

2.

Количество
  учащихся на 1 компьютер, применяемый в учебном процессе.

чел.

8-10

3.

Наличие в
  учебных кабинетах аудиотек, видеотек, медиатеки (в библиотеке), компьютерных
  программ по предметам.

да/нет

да

4.

Возможность
  пользования сетью Интернет обучающимися.

да/нет

да

5.

Возможность
  пользования сетью Интернет педагогическими работниками.

да/нет

да

6.

Наличие
  регулярно обновляемого  сайта.

да/нет

да

5.
  Развитие здоровьесберегающей среды.

1.

доля
  школьников, обучение которых организовано в соответствии с возрастными
  особенностями (включая образовательные программы, школьную инфраструктуру и
  дизайн, мебель и учебное оборудование, кадровое обеспечение), от общей
  численности школьников.

%

 80

2.

доля
  обучающихся, охваченных мониторингом физического и психического здоровья

%

100

3

доля детей
  с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного
  общего образования  от общей
  численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста.

%

100

4

доля
  обучающихся, обеспеченных горячим питанием.

%

100

5

доля
  обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеучебное время

%

                   80

6

доля
  семей, имеющих возможность посещать досуговые мероприятия в образовательных
  учреждениях по месту жительства во внеучебное время, от общей численности
  семей, имеющих детей школьного возраста.

%

70

6.
  Развитие материально-технической базы школы..

1.

Обеспеченность
  учебных кабинетов мебелью

%

100

2.

Наличие
  компьютерных кабинетов

да/нет

да

3.

Наличие
  лингафонного кабинета

да/нет

да

4.

Наличие
  специализированных учебных кабинетов

да/нет

да

5.

Обеспеченность
  учреждения компьютерами и оргтехникой (принтеры, ксерокс, мультимедийная
  установка)

да/нет

да

6.

Количество
  компьютеров, используемых в учебной деятельности

шт.

 17

7.

Количество
  компьютеров, используемых в управленческой деятельности

шт.

 3

8.

Обеспеченность
  учебных кабинетов аудио- и видеотехникой (наличие телевизоров,
  видеомагнитофонов, магнитофонов, DVD)

%

50

9.

Наличие
  АПС

да/нет

да

10.

Наличие
  видеонаблюдения

да/нет

да